Развивающая предметно-пространственная среда
Программно-методическое обеспечение образовательного процесса
Оформление МБДОУ детский сад "Малыш" >>
Математические уголки в группах>>
Конкурс на лучшее дидактическое пособие по музыкальному развитию
Оформление участка. Конкурс "В мире природы"
Оформление участка. Конкурс снежных фигур "Снежная сказка"
Выставка пособий по теме недели "Детям о правилах дорожного движения" в методкабинете...
УМК по программе "От рождения до школы" в соответствии с ФГОС ДО...
Картотека художественной литературы для детей
Картотека методических и наглядно-дидактических материалов. Папки ОЗН 1-8
Картотека наглядно-дидактических пособий "Мир в картинках", "Расскажите детям..." и др.
ОСОБЕННОСТИ ОРГАНИЗАЦИИ РАЗВИВАЮЩЕЙ ПРЕДМЕТНО-ПРОСТРАНСТВЕННОЙ СРЕДЫ
Развивающая предметно-пространственная среда в МБДОУ обеспечивает реализацию основной образовательной программы, разработанную с учетом Программы. Программа не выдвигает жестких требований к организации РППС и оставляет за МБДОУ право самостоятельного проектирования развивающей предметно-пространственной среды на основе целей, задач и принципов Программы. При проектировании РППС детского сада учитывает особенности своей образовательной деятельности, социокультурные, экономические и другие условия, требования используемых вариативных образовательных программ, возможности и потребности участников образовательной деятельности (детей и их семей, педагогов и других сотрудников МБДОУ и пр.).
Требования к развивающей предметно-пространственной среде в соответствии с ФГОС ДО
1. Развивающая предметно-пространственная среда обеспечивает максимальную реализацию образовательного потенциала пространства ДОУ, группы, а также территории, прилегающей к ДОУ, материалов, оборудования и инвентаря для развития детей дошкольного возраста в соответствии с особенностями каждого возрастного этапа, охраны и укрепления их здоровья, учета особенностей и коррекции недостатков их развития.
2. Развивающая предметно-пространственная среда должна обеспечивать возможность общения и совместной деятельности детей (в том числе детей разного возраста) и взрослых, двигательной активности детей, а также возможности для уединения.
3. Развивающая предметно-пространственная среда должна обеспечивать:
- реализацию различных образовательных программ;
- учет национально-культурных, климатических условий, в которых осуществляется образовательная деятельность;
- учет возрастных особенностей детей.
4. Развивающая предметно-пространственная среда должна быть содержательно-насыщенной, трансформируемой, полифункциональной, вариативной, доступной и безопасной.
1) Насыщенность среды должна соответствовать возрастным возможностям детей и содержанию Программы.
Образовательное пространство должно быть оснащено средствами обучения и воспитания (в том числе техническими), соответствующими материалами, в том числе расходным игровым, спортивным, оздоровительным оборудованием, инвентарем (в соответствии со спецификой Программы).
Организация образовательного пространства и разнообразие материалов, оборудования и инвентаря (в здании и на участке) должны обеспечивать:
игровую, познавательную, исследовательскую и творческую активность всех воспитанников, экспериментирование с доступными детям материалами (в том числе с песком и водой);
двигательную активность, в том числе развитие крупной и мелкой моторики, участие в подвижных играх и соревнованиях;
эмоциональное благополучие детей во взаимодействии с предметно-пространственным окружением;
возможность самовыражения детей.
Для детей раннего возраста образовательное пространство должно предоставлять необходимые и достаточные возможности для движения, предметной и игровой деятельности с разными материалами.
2) Трансформируемость пространства предполагает возможность изменений предметно-пространственной среды в зависимости от образовательной ситуации, в том числе от меняющихся интересов и возможностей детей.
3) Полифункциональность материалов предполагает:
возможность разнообразного использования различных составляющих предметной среды, например, детской мебели, матов, мягких модулей, ширм и т.д.;
наличие в Организации или Группе полифункциональных (не обладающих жестко закрепленным способом употребления) предметов, в том числе природных материалов, пригодных для использования в разных видах детской активности (в том числе в качестве предметов-заместителей в детской игре).
4) Вариативность среды предполагает:
- наличие в Организации или Группе различных пространств (для игры, конструирования, уединения и пр.), а также разнообразных материалов, игр, игрушек и оборудования, обеспечивающих свободный выбор детей;
- периодическую сменяемость игрового материала, появление новых предметов, стимулирующих игровую, двигательную, познавательную и исследовательскую активность детей.
5) Доступность среды предполагает:
- доступность для воспитанников, в том числе детей с ограниченными возможностями здоровья и детей-инвалидов, всех помещений, где осуществляется образовательная деятельность;
- свободный доступ детей, в том числе детей с ограниченными возможностями здоровья, к играм, игрушкам, материалам, пособиям, обеспечивающим все основные виды детской активности;
- исправность и сохранность материалов и оборудования.
6) Безопасность предметно-пространственной среды предполагает соответствие всех ее элементов требованиям по обеспечению надежности и безопасности их использования.
5. ДОУ самостоятельно определяет средства обучения, в том числе технические, соответствующие материалы (в том числе расходные), игровое, спортивное, оздоровительное оборудование, инвентарь, необходимые для реализации Программы.
Развивающая предметно-пространственная среда ДОУ
Помещение | Вид деятельности, процесс | Участники |
Групповая комната | Сенсорное развитие Развитие речи Познавательное развитие Ознакомление с художественной литературой и художественно – прикладным творчеством Развитие элементарных математических представлений Обучение грамоте Региональный компонент Сюжетно-ролевые игры Самообслуживание Трудовая деятельность Самостоятельная творческая деятельность Ознакомление с природой, труд в природе Игровая деятельность | Дети, педагоги |
Групповая комната (функции музыкального и физкультурного зала) | Образовательная область "Художественно-эстетическое развитие", утренняя гимнастика | Музыкальный руководитель, воспитатели, дети всех возрастных групп |
Праздники, развлечения, концерты, театры | Музыкальный руководитель, воспитатели, родители, дети всех возрастных групп, театральные коллективы города и региона | |
Организация дополнительных образовательных услуг (кружки) | Музыкальный руководитель, воспитатели, дети дошкольного возраста | |
Театральная деятельность | Музыкальный руководитель, воспитатели, дети всех возрастных групп, родители, гости. | |
Утренняя гимнастика | Инструктор по физической культуре, воспитатели, дети всех возрастных групп | |
Образовательная область "Физическое развитие" | Инструктор по физической культуре, воспитатели, дети всех возрастных групп | |
Спортивные праздники, развлечения, досуги | Инструктор по физической культуре, воспитатели, дети всех возрастных групп, родители | |
Организация дополнительных образовательных услуг (кружки) | Инструктор по физической культуре, дети дошкольных групп | |
Родительские собрания и прочие мероприятия для родителей | Педагоги ДОУ, родители, дети | |
Спальня | Дневной сон Гимнастика после сна | Дети, воспитатели, мл. воспитатель |
Приемная (раздевальная) | Информационно-просветительская работа с родителями Самообслуживание | Дети, родители |
Медицинский кабинет | Осуществление медицинской помощи Профилактические мероприятия. Медицинский мониторинг (антропорметрия и т.п.) | Медицинская сестра |
Методический кабинет | Осуществление методической помощи педагогам Организация консультаций, семинаров, педагогических советов | Старший воспитатель Педагоги ДОУ |
Оснащение предметно-пространственной среды
Вид помещения, функциональное использование | Оснащение |
Групповая комната Сенсорное развитие Развитие речи Ознакомление с окружающим миром Ознакомление с художественной литературой и художественно – прикладным творчеством Развитие элементарных математических представлений Обучение грамоте Развитие элементарных историко – географических представлений | Дидактические игры на развитие психических функций – мышления, внимания, памяти, воображения Дидактические материалы по сенсорике, математике, развитию речи, обучению грамоте Глобус «вода – суша», глобус «материки» Географический глобус Географическая карта мира Карта России, карта Москвы Глобус звездного неба Муляжи овощей и фруктов Календарь погоды Плакаты и наборы дидактических наглядных материалов с изображением животных, птиц, насекомых, обитателей морей, рептилий Магнитофон, аудиозаписи Детская мебель для практической деятельности Мини-музеи «Родной край», «Музей кукол», «Музей часов», «Киндер-сюрприз» Книги об Адександров-Гае, наборы открыток Макеты «Русская изба», «Казахский быт», «Животные степей», «Макет реки» |
Групповые комнаты Сюжетно – ролевые игры Самообслуживание Трудовая деятельность Самостоятельная творческая деятельность Ознакомление с природой, труд в природе Игровая деятельность | Детская мебель для практической деятельности Книжный уголок Уголок для изобразительной детской деятельности Игровая мебель. Атрибуты для сюжетно-ролевых игр: «Семья», «Магазин», «Парикмахерская», «Больница», «Школа», «Аптека», «Библиотека» и др. Природный уголок, уголок познавательно-исследовательской деятельности Конструкторы различных видов Головоломки, мозаики, пазлы, настольные игры, лото. Развивающие игры по математике, логике Различные виды театров Физкультурное оборудование для гимнастики после сна: ребристая дорожка, массажные коврики и мячи, резиновые кольца и кубики |
Спальное помещение Дневной сон Гимнастика после сна | Спальная мебель |
Приемная (раздевальная комната) Информационно-просветительская работа с родителями | Информационный уголок Выставки детского творчества Наглядно-информационный материал Мини-музеи Фотовыставки |
Методический кабинет Осуществление методической помощи педагогам Организация консультаций, семинаров, педагогических советов | Библиотека педагогической и методической литературы Библиотека периодических изданий Пособия для занятий Опыт работы педагогов Материалы консультаций, семинаров, семинаров – практикумов Демонстрационный, раздаточный материал для занятий с детьми Иллюстративный материал Изделия народных промыслов, игрушки Скульптуры малых форм (глина, дерево) Игрушки, муляжи |
Групповая комната (функции музыкального и физкультурного зала) Занятия по музыкальному воспитаниюИндивидуальные занятия Тематические досуги Развлечения Театральные представления Праздники и утренники Занятия по хореографии Занятия по ритмике Родительские собрания и прочие мероприятия для родителей | Библиотека методической литературы, сборники нот Музыкальный центр Пианино Разнообразные музыкальные инструменты для детей Подборка аудио кассет с музыкальными произведениями Различные виды театров Ширма для кукольного театра |
Развлечения, праздники Консультативная работа с родителями и воспитателями | Спортивное оборудование для прыжков, метания, лазания магнитофон |
Уголки развития детей в групповых помещениях | |
Социально-коммуникативное развитие | Уголок сюжетно-ролевых игр Уголок настроения Уголок труда Уголок безопасности |
Познавательное развитие | Уголок познавательной деятельности Математический уголок Книжный уголок Мини-музеи «Родной край», «Музей кукол» Уголок природы |
Речевое развитие | Речевой уголок Книжный уголок Театральный уголок |
Физическое развитие | Уголок физического развития Уголок здоровья Уголок безопасности |
Художественно-эстетическое развитие | Уголок художественного творчества Уголок театральной деятельности Музыкальный уголок |
Часть программы, формируемая участниками образовательных отношений предполагает создание развивающей предметно-пространственной среды в соответствии с требованиями парциальных программ.
Региональная образовательная программа «Основы здорового образа жизни»,О.П.Аккузина, Н.П.Смирнова и др.
Звуки природы, аудиозапись «Песня Красной шапочки», картины (горы, лес, река)
Слайды с изображением разных ландшафтов, аудиозапись песни С. Намина «Как прекрасен этот мир»
Перечень игрушек, необходимых для формирования игровых действий, с.32-33 Программы
Чистякова М.И. Психогимнастика
Аудиозапись музыки, с. 34 Программы, атрибуты сюжетно-ролевой игры в зависимости от тематики
Дами Э. «Хорошие манеры для самых маленьких», Е. Благинина «Посидим в тишине», «Не мешайте мне трудиться»
Картины и иллюстрации с изображением семьи за обедом, на прогулке, на отдыхе. Фотоальбом «Моя семья»
Фотографии родителей, детей, куклы – девочки и мальчики
Энциклопедия для дошкольников
Зайцев Г.К. «Уроки Мойдодыра», пособия к книге
Глобус, атлас для малышей, звуки природы
Презентации, книги, игрушки, картины о растениях, птицах, животных
Шапочки-маски насекомых, растений
Уголок природы в группе, оборудование для ухода
Картины о растениях, птицах, животных и уходе за ними
Карточки и картинки с эмоциями
К.И. Чуковского «Тараканище», «Федорино горе», «Телефон»
Карточки с изображением различных поступков героев (просьба, угроза, насмешки, уговоры, похвала)
Пособие к игре «Замри»
Плакаты и картинки «Я и мое тело», «Что такое хорошо и что такое плохо»
Картинки с изображением «опасных» предметов, пособия к дидактическим играм
Альбом «Моя семья»
Плакат «Правила гигиены»
Презентация «Солнце, воздух и вода – мои лучшие друзья»
Сказки разных народов
Произведения о семье
Произведения о спорте, пословицы и поговорки о здоровье
Проект по ознакомлению с родным краем, разработанный МБДОУ детский сад «Малыш»:
В группах младшего и среднего возраста - уголки социально-нравственного воспитания (фотоальбомы семьи, фотографии детского сада и ближайших к нему объектов).
В группах старшего дошкольного возраста – мини-музей «Родной край» (образцы символики края, альбомы, дидактический материал).
Макеты: «Русский быт», «Казахская юрта», «Животные степей», «Остров Буян», «Скотный двор», «Макет реки. Растения и рыбы», «Мемориал. Площадь 35-летия Победы».
Дидактические материалы по ознакомлению дошкольников с живой природой родного края (птицы, животные, растения, деревья и т. п.).
Презентации «Детский сад «Малыш», «Александров-Гай».
В группах имеются полочки красоты, для выставления изделий и предметов декоративно-прикладного искусства: вышивка, посуда, народные игрушки, подборки иллюстративного материала региональной тематики и т. д.
В методическом кабинете: ширма-раскладка о народных праздниках «Масленица», «Наурыз»; альбом «Александров-Гай»: фотографии, материалы о селе; абор открыток «Александрово-Гайский район. 35 лет; газета «Заволжские степи».
Папка «Методические разработки. Ознакомление с родным краем»:
- дидактическая игра «Загадки-отгадки об Александров-Гае»
- дидактическая игра «Географическая матрешка»
- распечатка презентации об Александров-Гае (почему на гербе изображены овцы? исследовательская деятельность, река «Большой Узень» и др.)
- знакомство с гербом Александрово-Гайского района. Игра «Сложи из частей целое» (герб)
- беседа «Почему на гербе изображены овцы?»
- рекомендации по формированию РППС по ознакомлению с родным краем (уголок «Родной край)
- настольная дидактическая игра «Животные нашего края»
- настольная дидактическая игра «Родной край»
- Конспект НОД в средней группе по ознакомлению с родным краем «Родная страна, родное село»
- Конспект НОД для старших дошкольников «Большая и малая Родина»
Материалы по ознакомлению с областным центром: набор открыток «Саратов», книга «Мой город, в веках отраженный», буклеты «Саратовская область»; газеты.
Для родителей: памятка для родителей «Что рассказать ребёнку о детском саде», ширма-раскладка «Я иду в детский сад», ширма-раскладка «Народные праздники – Масленица и Наурыз», ширма-раскладка «Зимние игры и развлечения».
"Зеленая зона" участка
- Прогулки, игровая деятельность, физкультура, досуги, праздники, самостоятельная двигательная активность.
- Развитие познавательной, трудовой деятельности, экологического сознания, двигательных умений и навыков.
Оформление участка. Конкурс "В мире природы"
Оформление участка. Конкурс снежных фигур "Снежная сказка"
Создано на конструкторе сайтов Okis при поддержке Flexsmm - накрутка тик ток