Решаем вместе
Есть предложения по организации учебного процесса или знаете, как сделать школу лучше?
ВЕРСИЯ ДЛЯ СЛАБОВИДЯЩИХ

Развивающая предметно-пространственная среда

Программно-методическое обеспечение образовательного процесса

Оформление МБДОУ детский сад "Малыш" >>

 Математические уголки в группах>>

Театральная деятельность

Конкурс на лучшее дидактическое пособие по музыкальному развитию

Оформление участка. Конкурс "В мире природы"

Оформление участка. Конкурс снежных фигур "Снежная сказка"

Конкурс по оформлению участка

Выставка пособий по теме недели "Детям о правилах дорожного движения" в методкабинете...

УМК по программе "От рождения до школы" в соответствии с ФГОС ДО...

Картотека художественной литературы для детей

Картотека методических и наглядно-дидактических материалов. Папки ОЗН 1-8

Картотека наглядно-дидактических пособий "Мир в картинках", "Расскажите детям..." и др.

Лэпбуки


ОСОБЕННОСТИ ОРГАНИЗАЦИИ РАЗВИВАЮЩЕЙ ПРЕДМЕТНО-ПРОСТРАНСТВЕННОЙ СРЕДЫ

   Развивающая предметно-пространственная среда в МБДОУ обеспечивает реализацию основной образовательной программы, разработанную с учетом Программы. Программа не выдвигает жестких требований к организации РППС и оставляет за МБДОУ право самостоятельного проектирования развивающей предметно-пространственной среды на основе целей, задач и принципов Программы. При проектировании РППС детского сада учитывает особенности своей образовательной деятельности, социокультурные, экономические и другие условия, требования используемых вариативных образовательных программ, возможности и потребности участников образовательной деятельности (детей и их семей, педагогов и других сотрудников МБДОУ и пр.).

Требования к развивающей предметно-пространственной среде в соответствии с ФГОС ДО

1. Развивающая предметно-пространственная среда обеспечивает максимальную реализацию образовательного потенциала пространства  ДОУ, группы, а также территории, прилегающей к ДОУ, материалов, оборудования и инвентаря для развития детей дошкольного возраста в соответствии с особенностями каждого возрастного этапа, охраны и укрепления их здоровья, учета особенностей и коррекции недостатков их развития.

2. Развивающая предметно-пространственная среда должна обеспечивать возможность общения и совместной деятельности детей (в том числе детей разного возраста) и взрослых, двигательной активности детей, а также возможности для уединения.

3. Развивающая предметно-пространственная среда должна обеспечивать:

  • реализацию различных образовательных программ;
  • учет национально-культурных, климатических условий, в которых осуществляется образовательная деятельность;
  • учет возрастных особенностей детей.

4. Развивающая предметно-пространственная среда должна быть содержательно-насыщенной, трансформируемой, полифункциональной, вариативной, доступной и безопасной.

1) Насыщенность среды должна соответствовать возрастным возможностям детей и содержанию Программы.

Образовательное пространство должно быть оснащено средствами обучения и воспитания (в том числе техническими), соответствующими материалами, в том числе расходным игровым, спортивным, оздоровительным оборудованием, инвентарем (в соответствии со спецификой Программы).

Организация образовательного пространства и разнообразие материалов, оборудования и инвентаря (в здании и на участке) должны обеспечивать:

игровую, познавательную, исследовательскую и творческую активность всех воспитанников, экспериментирование с доступными детям материалами (в том числе с песком и водой);

двигательную активность, в том числе развитие крупной и мелкой моторики, участие в подвижных играх и соревнованиях;

эмоциональное благополучие детей во взаимодействии с предметно-пространственным окружением;

возможность самовыражения детей.

Для детей раннего возраста образовательное пространство должно предоставлять необходимые и достаточные возможности для движения, предметной и игровой деятельности с разными материалами.

2) Трансформируемость пространства предполагает возможность изменений предметно-пространственной среды в зависимости от образовательной ситуации, в том числе от меняющихся интересов и возможностей детей.

3) Полифункциональность материалов предполагает:

возможность разнообразного использования различных составляющих предметной среды, например, детской мебели, матов, мягких модулей, ширм и т.д.;

наличие в Организации или Группе полифункциональных (не обладающих жестко закрепленным способом употребления) предметов, в том числе природных материалов, пригодных для использования в разных видах детской активности (в том числе в качестве предметов-заместителей в детской игре).

4) Вариативность среды предполагает:

  • наличие в Организации или Группе различных пространств (для игры, конструирования, уединения и пр.), а также разнообразных материалов, игр, игрушек и оборудования, обеспечивающих свободный выбор детей;
  • периодическую сменяемость игрового материала, появление новых предметов, стимулирующих игровую, двигательную, познавательную и исследовательскую активность детей.

5) Доступность среды предполагает:

  • доступность для воспитанников, в том числе детей с ограниченными возможностями здоровья и детей-инвалидов, всех помещений, где осуществляется образовательная деятельность;
  • свободный доступ детей, в том числе детей с ограниченными возможностями здоровья, к играм, игрушкам, материалам, пособиям, обеспечивающим все основные виды детской активности;
  • исправность и сохранность материалов и оборудования.

6) Безопасность предметно-пространственной среды предполагает соответствие всех ее элементов требованиям по обеспечению надежности и безопасности их использования.

5. ДОУ  самостоятельно определяет средства обучения, в том числе технические, соответствующие материалы (в том числе расходные), игровое, спортивное, оздоровительное оборудование, инвентарь, необходимые для реализации Программы.

Развивающая предметно-пространственная среда ДОУ

Помещение

Вид деятельности, процесс

Участники

Групповая комната

Сенсорное развитие
Развитие речи
Познавательное развитие
Ознакомление с художественной литературой и художественно – прикладным творчеством
Развитие элементарных математических представлений
Обучение грамоте
Региональный компонент
Сюжетно-ролевые игры
Самообслуживание
Трудовая деятельность
Самостоятельная творческая деятельность
Ознакомление с природой, труд в природе
Игровая деятельность
Дети, педагоги

Групповая комната (функции

музыкального и физкультурного зала)

Образовательная область "Художественно-эстетическое развитие", утренняя гимнастика
Музыкальный руководитель,  воспитатели, дети всех возрастных групп
Праздники, развлечения, концерты, театры
Музыкальный руководитель, воспитатели, родители, дети всех возрастных групп, театральные коллективы города и региона
Организация дополнительных образовательных услуг (кружки)
Музыкальный руководитель, воспитатели, дети дошкольного возраста
Театральная деятельность
 Музыкальный руководитель, воспитатели, дети всех возрастных групп, родители, гости.
Утренняя гимнастика
Инструктор по физической культуре, воспитатели, дети всех возрастных групп
Образовательная область "Физическое развитие"
Инструктор по физической культуре, воспитатели, дети всех возрастных групп
Спортивные праздники, развлечения, досуги
Инструктор по физической культуре, воспитатели, дети всех возрастных групп, родители
Организация дополнительных образовательных услуг (кружки)
Инструктор по физической культуре,  дети дошкольных групп
Родительские собрания и прочие мероприятия для родителей
Педагоги ДОУ, родители, дети
Спальня
Дневной сон
Гимнастика после сна
Дети, воспитатели, мл. воспитатель
Приемная (раздевальная)
Информационно-просветительская работа с родителями
Самообслуживание
Дети, родители
Медицинский кабинет
Осуществление медицинской помощи
Профилактические мероприятия.
Медицинский мониторинг (антропорметрия и т.п.)
Медицинская сестра
Методический кабинет
Осуществление методической помощи педагогам
Организация консультаций, семинаров, педагогических советов
Старший воспитатель
Педагоги ДОУ

Оснащение предметно-пространственной среды

Вид помещения, функциональное использование

Оснащение

Групповая комната
Сенсорное развитие
Развитие речи
Ознакомление с окружающим миром
Ознакомление с художественной литературой и художественно – прикладным творчеством
Развитие элементарных математических представлений
Обучение грамоте
Развитие элементарных историко – географических представлений
Дидактические игры на развитие психических функций – мышления, внимания, памяти, воображения
Дидактические материалы по сенсорике, математике, развитию речи, обучению грамоте
Глобус «вода – суша», глобус «материки»
Географический глобус
Географическая карта мира
Карта России, карта Москвы
Глобус звездного неба
Муляжи овощей и фруктов
Календарь погоды
Плакаты и наборы дидактических наглядных материалов с изображением животных, птиц, насекомых, обитателей морей, рептилий
Магнитофон, аудиозаписи
Детская мебель для практической деятельности
Мини-музеи «Родной край», «Музей кукол», «Музей часов», «Киндер-сюрприз»
Книги об Адександров-Гае, наборы открыток
Макеты «Русская изба», «Казахский быт», «Животные степей», «Макет реки»
Групповые комнаты
Сюжетно – ролевые игры
Самообслуживание
Трудовая деятельность
Самостоятельная творческая деятельность
Ознакомление с природой, труд в природе
Игровая деятельность
Детская мебель для практической деятельности
Книжный уголок
Уголок для изобразительной детской деятельности
Игровая мебель. Атрибуты для сюжетно-ролевых игр: «Семья», «Магазин», «Парикмахерская», «Больница», «Школа», «Аптека», «Библиотека» и др.
Природный уголок, уголок познавательно-исследовательской деятельности
Конструкторы различных видов
Головоломки, мозаики, пазлы, настольные игры, лото.
Развивающие игры по математике, логике
Различные виды театров
Физкультурное оборудование для гимнастики после сна: ребристая дорожка, массажные коврики и мячи, резиновые кольца и кубики
Спальное помещение
Дневной сон
Гимнастика после сна
Спальная мебель
Приемная (раздевальная комната)
Информационно-просветительская работа с родителями
Информационный уголок
Выставки детского творчества
Наглядно-информационный материал
Мини-музеи
Фотовыставки
Методический кабинет
Осуществление методической помощи педагогам
Организация консультаций, семинаров, педагогических советов
Библиотека педагогической и методической литературы
Библиотека периодических изданий
Пособия для занятий
Опыт работы педагогов
Материалы консультаций, семинаров, семинаров – практикумов
Демонстрационный, раздаточный материал для занятий с детьми
Иллюстративный материал
Изделия народных промыслов, игрушки
Скульптуры малых форм (глина, дерево)
Игрушки, муляжи

Групповая комната (функции

музыкального и физкультурного зала)

Занятия по музыкальному воспитанию
Индивидуальные занятия
Тематические досуги
Развлечения
Театральные представления
Праздники и утренники
Занятия по хореографии
Занятия по ритмике
Родительские собрания и прочие мероприятия для родителей
Библиотека методической литературы, сборники нот
Музыкальный центр
Пианино
Разнообразные музыкальные инструменты для детей
Подборка аудио кассет с музыкальными произведениями
Различные виды театров
Ширма для кукольного театра
  • Физкультурные занятия
Спортивные досуги
Развлечения, праздники
Консультативная работа с родителями и воспитателями
Спортивное оборудование для прыжков, метания, лазания
магнитофон

Уголки развития детей в групповых помещениях

Социально-коммуникативное развитие
Уголок сюжетно-ролевых игр
Уголок настроения
Уголок труда
Уголок безопасности
Познавательное развитие
Уголок познавательной деятельности
Математический уголок
Книжный уголок
Мини-музеи «Родной край», «Музей кукол»
Уголок природы
Речевое развитие
Речевой уголок
Книжный уголок
Театральный уголок
Физическое развитие
Уголок физического развития
Уголок здоровья
Уголок безопасности
Художественно-эстетическое развитие
Уголок художественного творчества
Уголок  театральной деятельности
Музыкальный уголок

Часть программы, формируемая участниками  образовательных отношений предполагает создание развивающей предметно-пространственной среды в соответствии с требованиями парциальных программ.

Региональная образовательная программа «Основы здорового образа жизни»,О.П.Аккузина, Н.П.Смирнова и др.

Звуки природы, аудиозапись «Песня Красной шапочки», картины (горы, лес, река)

Слайды с изображением разных ландшафтов, аудиозапись песни С. Намина «Как прекрасен этот мир»

Перечень игрушек, необходимых для формирования игровых действий, с.32-33 Программы

Чистякова М.И. Психогимнастика

Аудиозапись музыки, с. 34 Программы, атрибуты сюжетно-ролевой игры в зависимости от тематики

Дами Э. «Хорошие манеры для самых маленьких», Е. Благинина «Посидим в тишине», «Не мешайте мне трудиться»

Картины и иллюстрации с изображением семьи за обедом, на прогулке, на отдыхе. Фотоальбом «Моя семья»

Фотографии родителей, детей, куклы – девочки и мальчики

Энциклопедия для дошкольников

Зайцев Г.К. «Уроки Мойдодыра», пособия к книге

Глобус, атлас для малышей, звуки природы

Презентации, книги, игрушки, картины о растениях, птицах, животных

Шапочки-маски насекомых, растений

Уголок природы в группе, оборудование для ухода

Картины о растениях, птицах, животных и уходе за ними

Карточки и картинки с эмоциями

К.И. Чуковского «Тараканище», «Федорино горе», «Телефон»

Карточки с изображением различных поступков героев (просьба, угроза, насмешки, уговоры, похвала)

Пособие к игре «Замри»

Плакаты и картинки «Я и мое тело», «Что такое хорошо и что такое плохо»

Картинки с изображением «опасных» предметов, пособия к дидактическим играм

Альбом «Моя семья»

Плакат «Правила гигиены»

Презентация «Солнце, воздух и вода – мои лучшие друзья»

Сказки разных народов

Произведения о семье

Произведения о спорте, пословицы и поговорки о здоровье

Проект по ознакомлению с родным краем, разработанный МБДОУ детский сад «Малыш»:

В группах младшего и среднего возраста - уголки социально-нравственного воспитания (фотоальбомы семьи, фотографии детского сада и ближайших к нему объектов).

В группах старшего дошкольного возраста – мини-музей «Родной край» (образцы символики края, альбомы, дидактический материал).

Макеты: «Русский быт», «Казахская юрта», «Животные степей», «Остров Буян», «Скотный двор», «Макет реки. Растения и рыбы», «Мемориал. Площадь 35-летия Победы».

Дидактические материалы по ознакомлению дошкольников с живой природой родного края (птицы, животные, растения, деревья и т. п.).

Презентации «Детский сад «Малыш», «Александров-Гай».

В группах имеются полочки красоты, для выставления изделий и предметов декоративно-прикладного искусства: вышивка, посуда, народные игрушки, подборки иллюстративного материала региональной тематики и т. д.

В методическом кабинете: ширма-раскладка о народных праздниках «Масленица», «Наурыз»; альбом «Александров-Гай»:  фотографии, материалы о селе; абор открыток «Александрово-Гайский район. 35 лет; газета «Заволжские степи».

Папка  «Методические разработки. Ознакомление с родным краем»:

- дидактическая игра «Загадки-отгадки об Александров-Гае»

- дидактическая игра «Географическая матрешка»

- распечатка презентации об Александров-Гае (почему на гербе изображены овцы? исследовательская деятельность, река «Большой Узень» и др.)

- знакомство с гербом Александрово-Гайского района. Игра «Сложи из частей целое» (герб)

- беседа «Почему на гербе изображены овцы?»

- рекомендации по формированию РППС по ознакомлению с родным краем (уголок «Родной край)

- настольная дидактическая игра «Животные нашего края»

- настольная дидактическая игра «Родной край»

- Конспект НОД в средней группе по ознакомлению с родным краем «Родная страна, родное село»

- Конспект НОД для старших дошкольников «Большая и малая Родина»

Материалы по ознакомлению с областным центром: набор открыток «Саратов», книга «Мой город, в веках отраженный», буклеты «Саратовская область»; газеты.

Для родителей: памятка для родителей «Что рассказать ребёнку о детском саде», ширма-раскладка «Я иду в детский сад», ширма-раскладка «Народные праздники – Масленица и Наурыз», ширма-раскладка «Зимние игры и развлечения».


 "Зеленая зона" участка

- Прогулки, игровая деятельность, физкультура, досуги, праздники, самостоятельная двигательная активность.

- Развитие познавательной, трудовой деятельности, экологического сознания, двигательных умений и навыков.





 

Оформление участка. Конкурс "В мире природы"

Оформление участка. Конкурс снежных фигур "Снежная сказка"


На главную страницу сайта...

 

счетчик посещений besucherzahler